Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07

☰ 8 (800) 200-28-07
Учет «входного» НДС при «упрощенке»
2 апреля 2014
Учет «входного» НДС при «упрощенке»
Порядок учета «входного» НДС для «упрощенцев» вызывает у бухгалтера некоторые вопросы и затруднения. Связано это, на наш взгляд, с тем, что глава 26.2 Налогового кодекса не содержит однозначных указаний на то, в каких случаях НДС, уплаченный поставщику, следует включать в стоимость актива, а в каких случаях отражать в учете отдельной строкой в расходах.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в рамках простого товарищества*(1). Также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов по уплате НДС*(2). Кроме того, в случае выставления «упрощенцем» покупателю счета-фактуры от своего имени с выделением суммы НДС он обязан исчислить и уплатить этот налог в бюджет*(3). Наконец, особые правила учета налога на добавленную стоимость «упрощенцы» должны соблюдать при осуществлении операций коммерческого посредничества по договорам комиссии, поручения, агентским соглашениям.

Таким образом, констатируя общее правило о том, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, одновременно мы отмечаем исключения и особые случаи, которые полезно было бы рассмотреть более подробно. Дело в том, что в одних особых случаях и исключениях «входной» НДС для «упрощенцев» возникает, а в других — нет. Например, в случаях ведения совместной деятельности и участия в коммерческом посредничестве «входной» НДС не возникает, в остальных случаях этот налог, как правило, присутствует.

НДС в товариществах и концессиях с участием «упрощенцев»

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности без образования юридического лица), договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности плательщика НДС*(4).

Обратите внимание, что войти в договор простого товарищества или договора доверительного управления имуществом и при этом не потерять права на применение УСН могут только те «упрощенцы», которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы»*(5). Те же, которые выбрали объект налогообложения «доходы» в периоде его применения, теряют право на применение УСН в случае заключения договора простого товарищества или доверительного управления имуществом*(6).

Объект налогообложения при УСН может изменяться ежегодно, с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговую инспекцию до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. При этом в течение налогового периода компания или предприниматель на УСН не могут менять объект налогообложения*(7).

Те субъекты малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», в рамках договора простого товарищества могут получать свою долю финансового результата от совместной деятельности, оставаясь в режиме упрощенной системы налогообложения. Если же на «упрощенца» возложена обязанность управляющего партнера, то он ведет обособленный учет имущества и обязательств в интересах всех участников, исполняя все обязанности и используя все права плательщика НДС по общим операциям*(8). По другим собственным операциям управляющий партнер также сохраняет права на применение УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»*(9).

Отметим еще раз, что в результате совместной деятельности и доверительного управления «входной» НДС для «упрощенца» не образуется.

НДС при посреднических операциях

«Упрощенцы», выступающие в роли коммерческих посредников по договорам комиссии, поручения и агентским договорам и реализующие (приобретающие) от своего имени, но в интересах третьих лиц товары (работы, услуги, имущественные права), могут по условиям посреднического договора составлять счета-фактуры на указанные продажи (покупки). При этом комиссионеры (агенты) не регистрируют в книге покупок и книге продаж соответственно полученные и выданные счета-фактуры*(10). Таким образом, посредники, применяющие упрощенную систему налогообложения, не обязаны исчислять и уплачивать НДС, за исключением той посреднической деятельности в интересах нерезидентов, которая приводит к обязанности исполнения функций налогового агента.

Исполнение обязанностей налогового агента по НДС

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет*(11). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также выполняют обязанности налоговых агентов*(12).

В отношении НДС «упрощенцы» исполняют обязанности налогового агента при осуществлении следующих операций*(13):
— приобретение на российской территории товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
— аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
— покупка (получение) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями;
— реализация на территории России конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;
— покупка на территории России имущества или имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством банкротами;
— реализация на территории РФ в качестве посредника с участием в расчетах товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ;
— в случае если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, то есть на сорок шестой день налоговым агентом является покупатель, в собственности которого судно находилось предыдущие сорок пять дней.

Для «упрощенцев» налог, исчисленный и уплаченный в бюджет при выполнении обязанностей налогового агента, является «входным» НДС. Попутно отметим, что учет «входного» НДС в бухгалтерском учете по приобретаемым объектам основных средств имеет принципиальное значение для всех без исключения «упрощенцев» независимо от объекта налогообложения.

Всегда нужно помнить о том, что организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 миллионов рублей, не могут применять УСН. Для этих целей учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом для целей налогообложения прибыли организаций*(14).

Рассмотрим порядок учета входного НДС и присущие этому риски для организации, применяющей УСН и выполняющей функции налогового агента, на следующем примере.

Пример
Предположим, что компания «Интернет-магазин», применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», приобретает в октябре у муниципалитета помещение под офис и логистику в виде отдельно стоящего здания. Оценочная стоимость объекта — 100 300 000 руб. В отчете оценщика сумма НДС может быть не указана. Из обязанностей налогового агента можно сделать вывод о том, что агент обязан удержать исчисленную сумму налога из выплачиваемого дохода, в т.ч. НДС при аренде или покупке государственного или муниципального имущества*(15). Кроме того, агент не может заплатить налог за счет собственных средств*(16).

Поскольку общество не является плательщиком НДС и применяет УСН, то в учете агента могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 08 Кредит 60
— 100 300 000 руб. — учтена стоимость помещения с НДС, налог в данном случае является невозмещаемым*(17);
Дебет 60 Кредит 68
— 15 300 000 руб. — удержан НДС по расчетной ставке (100 300 000 x 18/118) из доходов продавца;
Дебет 60 Кредит 51
— 85 000 000 руб. — перечислена оплата продавцу за вычетом удержанного налога;
Дебет 68 Кредит 51
— 15 300 000 руб. — удержанный агентом налог перечислен в бюджет;
Дебет 01 Кредит 08
— 100 300 000 руб. — помещение принято в эксплуатацию в составе основных средств.

Как видно из примера, общество имеет реальный риск утраты права на применение УСН сразу же после покупки объекта основных средств независимо от выбранного объекта налогообложения. Хотя объект без НДС стоит меньше 100 миллионов рублей, но в силу того, что по правилам бухгалтерского учета он должен учитываться с учетом невозмещаемого налога, на момент ввода в эксплуатацию до начала амортизации его балансовая стоимость будет превышать установленный предел. Напомним, что начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств в бухгалтерском учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета*(18).

НДС на таможне для «упрощенцев»

Как указывалось выше, «упрощенцы» уплачивают НДС при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от применяемых таможенных процедур*(19).

Налоговое законодательство трактует территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, как собственно территорию Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права*(20).

НДС, уплаченный «упрощенцем» на таможне, является для него «входным» НДС, о порядке учета которого мы поговорим ниже.

Порядок учета налога в расходах, постановка проблемы

Организации и индивидуальные предприниматели, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, суммы входного НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), могут включить в расходы при расчете налоговой базы*(21).

В профессиональной литературе достаточно давно на основе частных разъяснений Минфина России сложился консенсус, что «входной» НДС в расчете налоговой базы следует отражать*(22):

— либо в стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов;
— либо по отдельной статье затрат при покупке товаров (работ, услуг) и других материальных ценностей.

По нашему мнению, такой подход несколько устарел и мало отвечает потребностям сегодняшней учетной практики. В частности, у бухгалтера возникает вопрос, почему в отношении внеоборотных активов нужно применять общую норму*(23) из главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса, а в отношении других активов и расходов — специальную норму*(24) главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» того же Кодекса. Четких критериев для применения той или иной нормы в налоговом законодательстве мы не найдем.

«Входной» НДС как отдельный вид расхода

Со своей стороны мы могли бы предложить бухгалтеру применять подход, который мы условно назовем «документарно-финансовый». Суть его заключается в следующем.

Если налог оплачен отдельной транзакцией, имеющей свое отдельное документальное подтверждение, например НДС на таможне или НДС, удержанный и уплаченный в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента, то такой платеж имеет все признаки отдельного вида расхода и действительно может отражаться в Книге учета доходов и расходов*(25) «упрощенца» отдельной строкой.

Если же налог перечислен в составе оплаты за товар (работы, услуги, имущественные права), то выделять его затем в составе расходов отдельной строкой вряд ли уместно. Во-первых, под эту сумму мы не будем иметь отдельного документа, и полученный от поставщика счет-фактура здесь тоже не поможет, потому что он так же, как и товарная накладная или акт на услуги, выписывается в конечном счете на полную сумму к оплате, включая НДС.

Во-вторых, это просто неудобно с точки зрения рациональной организации учета. Ведь товарно-материальные ценности могут приходоваться как с налогом, причем по разным ставкам, так и без него. В такой ситуации отдельный учет расходов в части «входного» НДС существенно усложняется. Любой практикующий специалист прекрасно знает, что усложнение методики учета неизбежно повышает риск возникновения ошибок и, как следствие, порождает ненужные финансовые риски для налогоплательщика.

Налоговая учетная политика для «упрощенца»

Для того чтобы бухгалтеру окончательно определиться с максимальной пользой для себя и для бизнеса в условиях нормативной неопределенности, вспомним определение учетной политики для целей налогообложения.

По смыслу данной нормы налогоплательщик имеет право самостоятельного выбора того или иного способа признания расходов из имеющихся в налоговом законодательстве.

Поэтому если с точки зрения рационального способа учета проще учитывать расходы, в том числе по приобретению активов, вместе с налогом, за исключением тех случаев, когда «входной» НДС по своему характеру соответствует и документально подтверждается как самостоятельный вид расхода, то в налоговой учетной политике «упрощенца» такой способ можно закрепить, не опасаясь серьезных разногласий с налоговыми органами.

Принятое решение необходимо оформить внутренним нормативным актом (приказом, письменным распоряжением). Требования к оформлению такого внутреннего нормативного акта сформулированы в статье 313 Налогового кодекса применительно к налогу на прибыль организаций и полностью применимы для упрощенной системы налогообложения.

Основная мысль в этом определении для нас состоит в том, что налоговая учетная политика устанавливает собственные правила налогового учета для конкретного налогоплательщика.

Спорные вопросы

1. Можно возразить, что включение «входного» НДС в стоимость товаров, работ, услуг противоречит позиции Минфина России, высказанной достаточно давно*(26). Это обстоятельство, в свою очередь, может привести к разногласиям с налоговыми органами. Нельзя не считаться с такой возможностью. Другое дело, каковы последствия таких разногласий. Если, согласно учетной политике, все условия для списания этих расходов соблюдены, то налоговые инспекторы не смогут предъявить «упрощенцу» какие-либо существенные претензии. То есть расходы, на сумму которых фирме на УСН предъявлен НДС, должны быть включены в перечень расходов, который приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, а также экономически оправданны и документально подтверждены*(27).

Кроме того, НДС в расчетах между поставщиком и покупателем в общем случае является частью цены товара, работы или услуги. Об этом однозначно высказался Президиум ВАС РФ*(28). Арбитры, в частности, указывают, что публично-правовые отношения по уплате НДС в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары, работы, услуги, и государством. Покупатель же в этих отношениях не участвует, а предъявленная к оплате сумма налога на добавленную стоимость является частью цены, подлежащей уплате продавцу по договору.

Совсем иная ситуация с налогом, подлежащим уплате по импорту на таможне и в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента. Обязанность исчислить и уплатить налог у покупателя, применяющего УСН, возникает именно в силу закона*(29), следовательно, это не только часть цены, а отдельный расход «упрощенца» в рамках налоговых правоотношений.

Как мы указывали выше, налоговое законодательство собственно для «упрощенцев» не дает четкого критерия, когда налог подлежит включению в стоимость актива, работы или услуги, а когда в обязательном порядке отражается отдельной строкой в качестве самостоятельного расхода. Именно в таких ситуациях, по нашему мнению, налогоплательщик вправе самостоятельно установить для себя этот критерий в своей учетной политике для целей налогообложения.

2. Высказывается также мнение, что поскольку «входной» НДС по товарам должен обязательно выделяться отдельной строкой в качестве самостоятельного вида расхода, то его можно учесть единовременно после оплаты, а не включать в расходы по мере реализации этих товаров. Позиция эта основывается, в частности, на требованиях подпунктов 8 и 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Коль скоро налог по товарам для перепродажи поименован отдельно, то «входной» НДС по товарам, казалось бы, однозначно должен выделяться из стоимости реализованных товаров. А если это самостоятельный расход, то его якобы можно учесть в расходах единовременно после оплаты, при условии, что товары будут списываться на расходы по мере реализации*(30).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что расходы по стоимости товаров должны учитываться во взаимосвязи с налогом на добавленную стоимость по этим товарам. То есть так, как если бы налог был учтен вместе со стоимостью товаров.

В практике «упрощенцев», занимающихся торговой деятельностью, подобная ошибка не редкость. Например, «входной» налог на добавленную стоимость по товару единовременно уже списан, а нереализованную часть товара приходится возвращать поставщику или как брак, или по истечении срока реализации. Как быть бухгалтеру в этой ситуации? Остается только одно — сторнировать расходы в Книге учета доходов и расходов в части учтенного ранее «входного» налога. Это означает, что было допущено нарушение в части формирования налоговой базы как «доходы, уменьшенные на величину расходов», что неизбежно привлечет внимание налоговых инспекторов.

Именно поэтому во втором примере мы рекомендуем НДС, уплаченный на таможне за импортный товар для перепродажи, учитывать в расходах по мере реализации этих импортных то варов.
Минфин России регулярно дает разъяснения по этому вопросу*(31).

Резюмируя, хотелось бы отметить, что при выборе способа учета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров, материалов, работ и услуг, следует исходить не только из формального прочтения требований налогового законодательства, в том числе с учетом официальных разъяснений. Прежде всего необходимо оценивать свои профессиональные риски, риски бизнеса, но с учетом принципа рациональной организации учетной работы и прозрачности используемой методики налогового учета.

А. Климов,
эксперт по финансовому законодательству

«Актуальная бухгалтерия», N 2, февраль 2014 г.


*(1) пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ
*(2) п. 5 ст. 346.11 НК РФ
*(3) подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ; письмо Минфина России от 21.05.2012 N 03-07-07/53
*(4) п. 1 ст. 174.1 НК РФ
*(5) п. 3 ст. 346.14 НК РФ
*(6) п. 4 ст. 346.13 НК РФ
*(7) п. 2 ст. 346.14 НК РФ
*(8) пп. 2-4 ст. 174.1 НК РФ
*(9) п. 3 ст. 346.14 НК РФ
*(10) подп. «в», «г» п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость; п. 20 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137
*(11) п. 1 ст. 24 НК РФ
*(12) п. 5 ст. 346.11 НК РФ
*(13) п. 1-6 ст. 161 НК РФ
*(14) подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ
*(15) пост. Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 3139/12
*(16) пост. ФАС МО от 14.11.2012 N Ф05-11261/12
*(17) п. 8 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01)
*(18) п. 21 ПБУ 6/01
*(19) п. 1 ст. 151 НК РФ
*(20) п. 2 ст. 11 НК РФ
*(21) подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(22) письмо Минфина России от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/44
*(23) подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ; письмо Минфина России от 04.10.2005 N 03-11-04/2/94
*(24) подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; письмо Минфина России от 20.06.2006 N 03-11-04/2/124
*(25) приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н
*(26) письма Минфина России от 20.06.2006 N 03-11-04/2/124, от 04.10.2005 N 03-11-04/2/94, от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/44
*(27) п. 2 ст. 346.17, ст. 252 НК РФ
*(28) пост. Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09, от 21.07.2009 N 3474/09
*(29) пп. 2, 3, 5 ст. 346.11 НК РФ
*(30) подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(31) письмо Минфина России от 23.08.2013 N 03-11-06/2/34691




ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

    Получите бесплатный доступ на 3 дня

    Оставьте заявку и мы вам перезвоним

    * Я принимаю пользовательское соглашение об использовании персональных данных


      Корпорация развития малого и среднего предпринимательства     

    [contact-form-7 404 "Not Found"]