Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07

☰ 8 (800) 200-28-07
Компенсации при занятости на вредном производстве
8 августа 2013
Компенсации при занятости на вредном производстве
Минтруд России опубликовал ряд разъяснений по порядку предоставления компенсаций сотрудникам, занятым на работе с вредными и опасными условиями труда*(1). О том, как применять на практике данные разъяснения, расскажем в статье. Если работник занят на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, с плохой вентиляцией на производстве или месте с нарушением норм освещенности или кондиционирования, то он имеет право на компенсации. При этом данный вид компенсаций должен быть четко прописан в трудовом договоре с указанием характеристики условий труда на рабочем месте*(2). Но в этом случае у работодателя возникает вопрос: каким образом установить данные компенсации и определить их размер? Ответ на этот вопрос найдете в статье.

Каким образом установить компенсации?

В соответствии с Трудовым кодексом компенсации должны быть предусмотрены трудовым договором.

Установление размеров компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в зависимости от класса условий труда), и условий их предоставления закрепляется в локальном нормативном акте организации. При этом повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя*(3). Заметим, что локальный акт вводится в действие приказом руководителя организации.

Таким образом, компенсации следует установить:
— в трудовом договоре с работником;
— в локальном нормативном акте компании;
— в коллективном договоре.

Обратите внимание, что в трудовом договоре и локальном нормативном акте можно установить как одну, так и несколько компенсаций различным категориям сотрудников.

Вместе с тем спорным вопросом является размер такой компенсации.

В соответствии с Трудовым кодексом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и основания их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации*(4). Но этим документом предусмотрены только минимальные размеры сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного оплачиваемого отпуска и повышения оплаты труда, а также обязанность Минздравсоцразвития России разработать новые нормативы в зависимости от класса условий труда. Однако Минздравсоцразвития России до настоящего времени не разработало данные нормативы компенсаций.

В Постановлении N 870 установлены следующие гарантии для работников:
1) сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;
3) повышение оплаты труда — не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

Следовательно, компании могут установить в трудовом договоре и локальном акте надбавки за «вредность» как минимум в размере четырех процентов от оклада.

Однако зачастую компании либо применяют старые нормативы, либо разрабатывают собственные. Но законность применения тех или иных методов нормирования компенсаций ставится под сомнение как проверяющими органами, так и самими работниками и работодателем.

В связи с этим Минтруд России опубликовал разъяснения о порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда*(5).

В соответствии с этой информацией компании для нормирования компенсации при занятости сотрудников на тяжелых работах могут использовать:

— Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день*(6);
— Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день*(7);
— Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда*(8);
— иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу.
Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минтруда России от 20 августа 2012 года N 15-1-224.

Заметки на полях. Для того чтобы установить соответствующий размер компенсации, работодатель может использовать целый перечень нормативных документов, утвержденных еще во времена СССР.

Категории работников, получающих компенсации

Категории работников, для которых установлены компенсации, определены в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день*(9).

К категориям производств, которым положены компенсации при работе на тяжелых работах, относятся:
— горные работы;
— предприятия и организации угольной и сланцевой промышленности, строительство и реконструкция угольных и сланцевых шахт и разрезов;
— геолого-разведочные и топографо-геодезические работы;
— металлургическое производство;
— метизное производство;
— абразивное производство;
— электроэнергетическая промышленность;
— добыча и переработка торфа;
— нефтяная и газовая промышленность;
— химические производства.
В вышеуказанном списке содержатся конкретные наименования профессий, которыми возможно руководствоваться при установлении сотрудников, например:
— рабочие всех профессий, занятые на подземных работах;
— рабочие всех профессий, непосредственно занятые полный рабочий день на обогащении пьезооптического сырья;
— старший инженер, инженер, старший техник и техник, непосредственно занятые полный рабочий день в производстве обогащения пьезооптического сырья.

Виды профессий, которым устанавливаются дополнительные отпуска, определены в Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день*(10).

Данный документ поможет установить дополнительный отпуск, а также определить список работников для установления сокращенного рабочего дня.

Определяем размер доплат

Категории работников, имеющие право на доплаты, а также размеры этих компенсаций содержатся в Типовом положении об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда*(11).

Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзным комитетом по шкале, представленной в таблице:

Вид работы Фактическая оценка по условиям труда Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу)
С тяжелыми и вредными условиями труда до 2 4
2,1-4,0 8
4,1-6,0 12
С особо тяжелыми и особо вредными условиями труда 6,1-8,0 16
8,1-10,0 20
более 10,0 24

По данной шкале максимальный размер доплат при работе с тяжелыми и вредными условиями труда составит 12 процентов тарифной ставки, а при особо тяжелых и особо вредных условиях — 24 процента.
Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

Размер доплат также зависит от факторов вредности и опасности условий труда.
При этом к вредным факторам относятся*(12):
— физические факторы — температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения и др.;
— химические факторы — химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа;
— биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний;
— факторы трудового процесса.

Обратите внимание, что назначение компенсаций производится по результатам аттестации рабочих мест.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда*(13) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

В случае если по результатам аттестации рабочих мест или заключением государственной экспертизы условий труда установлена безопасность условий труда работника, то в данном случае компенсации не назначаются*(14).

В заключение хотелось бы сделать вывод, что компания для установления компенсации при работе на тяжелых и вредных работах должна определить их размер как в локальном акте, так и в трудовом договоре. Для того чтобы правильно установить размер компенсации, а также дополнительные льготы по отпускам, можно воспользоваться нормативными актами, разработанными еще в СССР.

Е. Шестакова,
эксперт аудиторской фирмы «БИЗНЕС-СТУДИО», к.ю.н.Экспертиза статьи:
В. Комарова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ

«Актуальная бухгалтерия«, N 6, июнь 2013 г.


*(1) разъяснения Минтруда России от 13.02.2013, от 01.10.2012; Информация Минтруда России от 13.12.2012
*(2) ст. 57 ТК РФ
*(3) ст. 219 ТК РФ
*(4) пост. Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее — Постановление N 870)
*(5) разъяснение Минтруда России от 13.02.2013
*(6) утв. пост. Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее — Постановление N 298/П-22)
*(7) утв. пост. Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 (далее — Постановление N 273/П-20)
*(8) утв. пост. Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 (далее — Постановление N 387/22-78)
*(9) Постановление N 298/П-22
*(10) Постановление N 273/П-20
*(11) Постановление N 387/22-78
*(12) Руководство Р 2.2.2006-05, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005
*(13) утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н
*(14) решение ВС РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570




ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

    Получите бесплатный доступ на 3 дня

    Оставьте заявку и мы вам перезвоним

    * Я принимаю пользовательское соглашение об использовании персональных данных


      Корпорация развития малого и среднего предпринимательства     

    [contact-form-7 404 "Not Found"]