Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
О. Ястребкова,
руководитель юридического департамента компании
«Кузьминых, Евсеев и партнеры»
Журнал «Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2016 г., с. 61-63.
Верховный Суд РФ считает, что не принятые к зачету фондом соцстрахования суммы пособий и компенсаций не могут автоматически квалифицироваться в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений. А значит, на них далеко не всегда нужно начислять страховые взносы.
Не облагаются страховыми взносами только пособия, которые выплачивают на основании и в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления*(1).
К такой категории выплат, в частности, относятся:
— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
— пенсия по старости, инвалидности, при потере кормильца;
— пособие по временной нетрудоспособности;
— пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
— пособие по беременности и родам;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— пособие по безработице;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— пособие на санаторно-курортное лечение;
— социальное пособие на погребение;
— оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и др.
На практике возникает множество спорных ситуаций относительно квалификации пособий, их назначения и правомерности зачета.
Недавно Минтруд России выпустил письмо, в котором указал, что суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным отделением ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды на общих основаниях*(2). Такой же точки зрения придерживается Минздравсоцразвития России*(3).
ФСС России может отказать в зачете расходов на выплату пособий в следующих случаях:
— если они произведены с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов;
— при отсутствии необходимых документов;
— на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов*(4).
При всех названных обстоятельствах выплаты, по мнению Минтруда России, не являются пособиями, поскольку не отвечают требованиям, установленным законодательством*(5). А следовательно, облагаются страховыми взносами на общих основаниях.
Отметим, что страховые взносы, не уплаченные компанией в связи с заявлением по ним зачета пособий и компенсаций, в случае отказа ФСС России признаются недоимкой*(6).
Однако не нужно забывать, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами*(7).
При этом далеко не все выплаты в рамках трудовых отношений автоматически становятся составной частью оплаты труда работников.
Судьи в большинстве случаев придерживаются такой же позиции и в спорах зачастую занимают сторону работодателя.
В одном из определений Верховного Суда РФ*(8) указано, что суммы компенсаций, не принятые ФСС России к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений. Соответственно, на них не начисляют страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
В рамках данного спора были рассмотрены компенсация одному из родителей выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и стоимости проезда работников и членов их семей к месту отпуска и обратно.
Суды трех инстанций указали, и Верховный Суд РФ их поддержал в том, что данные суммы носят социальный характер и по определению не являются элементом оплаты труда. Следовательно, их не облагают страховыми взносами независимо от того, приняты они ФСС России к зачету или нет.
Обосновывая свое решение, суды отметили, что выплаты:
— носят характер государственной поддержки;
— не являются стимулирующими выплатами, вознаграждением, элементами оплаты труда;
— направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход;
— компенсационный характер связан с добровольным принятием обществом бремени государственной функции по обеспечению соответствующих преимуществ для лиц, работающих и проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, в целях выполнения общенациональной задачи по освоению и удержанию Россией северных земель;
— имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Есть и другие судебные акты, отражающие данную точку зрения*(9).
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 февраля 2015 г. N Ф01-6354/14 по делу N А43-3734/2014
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф09-6879/15 по делу N А76-435/2015
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2015 г. N Ф04-16309/15 по делу N А70-2782/2014
При этом нужно отметить, что Верховный Суд РФ еще в 2014 году придерживался противоположной позиции и поддерживал ФСС России. В своем определении *(10) суд пришел к выводу, что суммы произведенных работнику выплат, которые по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не приняты Фондом к зачету, подлежат обложению страховыми взносами. Потому что при вынесении решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения необоснованно выплаченные суммы утрачивают статус выплат по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию.
Теперь же, когда позиция высшего суда изменилась, у компаний гораздо больше шансов на положительный исход спора с ФСС России. Возможно даже, что сформировавшаяся практика изменит позицию контролирующих органов.
Однако пока компаниям можно посоветовать более тщательно подходить к оформлению документов, подтверждающих компенсационный характер выплат, чтобы у ФСС России не было оснований для отказа.
Если отказ все-таки получен, следует готовиться к судебному спору и опираться на вышеприведенную положительную практику.
*(1) п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ
*(2) письма Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/В-76, от 03.09.2014 N 17-3/ООГ-732
*(3) письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19
*(4) п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ)
*(5) ч. 4 ст. 2, ст. 13 Закона N 255-ФЗ
*(6) ч. 4-6 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ
*(7) ст. 164 ТК РФ
*(8) определение ВС РФ от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441 по делу N А27-19374/2014
*(9) пост. Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, АС УО от 29.09.2015 N Ф09-6879/15, АС ЗСО от 27.02.2015 N Ф04-16309/15, АС ВВО от 12.02.2015 N Ф01-6354/14, АС ЗСО от 10.10.2014 N Ф04-9989/14
*(10) определение ВС РФ от 29.08.2014 N 301-ЭС14-253 по делу N А31-8599/2013
[contact-form-7 404 "Not Found"]