Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
М. Рижская,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журнал «Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2016 г., с. 30-31.
В части мер административной ответственности субъекты малого и среднего предпринимательства получили послабления. Теперь они могут рассчитывать на замену наказания в виде штрафа предупреждением.
В Кодекс об административных правонарушениях внесены особые условия применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса*(1), как осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и юридических лиц, их работников и должностных лиц*(2).
Изменения предполагают замену наказания в виде штрафа предупреждением*(3) даже в случае, если ответственность в виде предупреждения не предусмотрена соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях*(4).
Напомним, предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме*(5).
Цель нововведений — обеспечить дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, предотвратить чрезмерное, несоотносимое с достигнутым уровнем социально-экономического развития административное принуждение, а также сделать акцент на профилактике административных правонарушений*(6).
Замена штрафа предупреждением возможна, если правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) (муниципального контроля), было совершено впервые. При этом должны отсутствовать факты*(7):
— причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
— угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— причинения имущественного ущерба.
Например, на смягчение ответственности могут рассчитывать субъекты малого и среднего бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность без лицензии (в тех случаях, когда получение лицензии является обязательным), нарушившие требования и условия, предусмотренные лицензией*(8) или техническими регламентами*(9), производящие в целях сбыта или реализующие товар, содержащий незаконное воспроизведение чужого товарного знака*(10), нарушившие правила и нормы технической эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства*(11).
При определенных обстоятельствах замена штрафа предупреждением невозможна. Это ситуации, когда лицо:
— злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке*(12);
— манипулировало ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии*(13);
— заключало ограничивающие конкуренцию соглашения, осуществляло ограничивающие конкуренцию согласованные действия или координацию экономической деятельности*(14);
— занималось недобросовестной конкуренцией*(15).
Кроме того, изменение наказания невозможно в случаях:
— неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации*(16);
— невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль*(17);
— непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения*(18);
— подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта*(19);
— а также в ряде других случаев, исчерпывающий перечень которых представлен в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях.
В заключение отметим, что при разработке рассмотренных выше поправок создатели исходили из принципа добросовестности. Изменения позволяют учитывать интересы субъектов малого и среднего предпринимательства без ущерба для деятельности контрольно-надзорных органов.
Предполагается, что замена штрафа предупреждением сопоставима с допущенным нарушением обязательных требований, образующих событие административного правонарушения, степенью вины лица, наступившими последствиями, а также с учетом исполнения предписания органа государственного контроля (надзора) (органа муниципального контроля) об устранении нарушений.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
*(2) Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ (далее — Закон N 316-ФЗ)
*(3) ст. 4.1.1 КоАП РФ
*(4) ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ
*(5) ст. 3.4 КоАП РФ
*(6) решение АС Республики Коми от 29.07.2016 по делу N А29-6960/2016
*(7) ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ
*(8) решение АС Московской области от 29.07.2016 по делу N А41-36991/2016
*(9) решение АС Республики Коми от 29.07.2016 по делу N А29-6960/2016
*(10) решение АС Хабаровского края от 02.08.2016 по делу N А73-9349/2016
*(11) решение АС Свердловской области от 02.08.2016 N А60-29619/2016
*(12) ст. 14.31 КоАП РФ
*(13) ст. 14.31.2 КоАП РФ
*(14) ст. 14.32 КоАП РФ
*(15) ст. 14.33 КоАП РФ
*(16) ст. 19.3 КоАП РФ
*(17) ст. 19.5 КоАП РФ
*(18) ст. 19.6 КоАП РФ
*(19) ст. 19.23 КоАП РФ
[contact-form-7 404 "Not Found"]