Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07

☰ 8 (800) 200-28-07
О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
1 декабря 2016

О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

 

О.Е. Орлова,

эксперт журнала «Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения»

 

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 10, октябрь 2016 г., с. 60-67.

 

С 01.08.2016 на сайте налоговой службы успешно работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Он предназначен для удовлетворения нужд всех заинтересованных пользователей. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр? Как часто обновляются сведения реестра? Обо всем этом — далее в статье.

 

Основные цели реестра

 

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом N 209-ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;

обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;

обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;

повышение качества проработки мер поддержки МСП;

максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

 

Состав информации Единого реестра

 

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ и включает:

1) наименование юридического лица или и (при наличии) отчество ИП;

2) ИНН;

3) место нахождения юридического лица или место жительства ИП;

4) дату внесения сведений о юридическом лице или об ИП в Единый реестр;

5) категорию субъекта МСП (микропредприятие, малое или среднее предприятие);

6) указание на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП;

7) содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП в отношении соответственно юридического лица, ИП сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности*(1);

8) содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, ИП;

9) сведения о производимой юридическим лицом, ИП продукции (согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности*(2) с указанием на ее соответствие критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

10) сведения о включении юридического лица, ИП в реестры (перечни) субъектов МСП — участников программ партнерства между лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках*(3), и субъектами МСП;

11) сведения о наличии у юридического лица, ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе*(4), и (или) договоров, заключенных в соответствии с Законом о закупках;

12) иные сведения, включаемые в Единый реестр в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.

 

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

 

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

— непредставлением организацией (предпринимателем) сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ);

— отсрочкой до 01.07.2017 отнесения к субъектам МСП акционерных обществ, отвечающих условиям по предельной доле участия других организаций в их капитале (пп. «а» п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 12 Закона N 265-ФЗ*(5)). Согласно Письму ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@ сведения о таких акционерных обществах будут включены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании Единого реестра;

— мораторием до 01.08.2016 на условия для отнесения юридических лиц и ИП к субъектам МСП (п. 10 ст. 10 Закона N 408-ФЗ*(6)). Статьей 5 и п. 3 ст. 13 Закона N 222-ФЗ*(7) в состав субъектов МСП с 23.06.2016 включены потребительские кооперативы всех видов, а не только сельскохозяйственные, как было в прежней редакции ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2016. Сформированный 01.08.2016 Единый реестр содержит информацию только о сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Сведения об иных МСП (за исключением сведений о вновь созданных таких кооперативах) будут внесены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании реестра (ст. 11, п. 1 ст. 13 Закона N 222-ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ). При этом сведения о вновь созданных потребительских кооперативах (всех видов) будут вноситься в Единый реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании потребительского кооператива (ст. 5, п. 3 ст. 13 Закона N 222-ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП*(8). Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России N СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы).

 

Периодичность обновления сведений Единого реестра

 

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ);

исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ);

актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, — наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ);

внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

 

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

 

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9-11 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет»*(9). Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

а) установить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий ему ключ электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи*(10), и программу CryptoPro;

б) войти в сервис и пройти аутентификацию по ИНН, присвоенному субъекту МСП.

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.

 

Заключение

 

Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом N 209-ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия*(11), что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

 


 

*(1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 N ГД-4-14/11306@).

*(2) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 N 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)

*(3) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

*(4) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

*(5) Федеральный закон от 03.07.2016 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

*(6) Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

*(7) Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

*(8) Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона N 408-ФЗ.

*(9) https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestr quetoin/por_sved_site.

*(10) Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

*(11) Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

 




ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

    Получите бесплатный доступ на 3 дня

    Оставьте заявку и мы вам перезвоним

    * Я принимаю пользовательское соглашение об использовании персональных данных


      Корпорация развития малого и среднего предпринимательства     

    [contact-form-7 404 "Not Found"]