Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07




Получите полный доступ бесплатно на 3 дня
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Интервью руководителя СУ СК РФ по ЯО Липатова О.И.
13 августа 2012

15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре РФ был выделен из системы надзорных органов в самостоятельную структуру. А учреждён он был в соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года N 1004. Согласно тексту Указа, новая структура создавалась в целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и призвана стать важнейшим институтом государственности, обеспечивающим безопасность личности и общества.

О том, как работает одна из ключевых правоохранительных структур региона, как отстаивает интересы государства и граждан, рассказал в интервью руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области генерал-майор юстиции Липатов Олег Игоревич.

— Олег Игоревич, 5 лет – серьёзный срок. Можно уже подвести определенные итоги и ответить на вопрос: насколько оправданным было реформирование правоохранительной системы?

Срок действительно серьезный. Реформирование обусловлено, в том числе и тем, что Россия приняла на себя определенные международные обязательства, в соответствии с которыми следствие и надзор не могут быть сосредоточены в одном органе. На протяжении длительного времени обсуждался вопрос о создании единого, независимого следственного органа. Первый этап его формирования состоялся 7 сентября 2007 года, а 15 января 2011 года он получил свое логическое завершение как единый следственный орган. Теперь остается объединить в нем все следствие, которое существует в Российской Федерации. Это решение вполне оправданно, при том, что подлежат корректировке полномочия других органов, в том числе, надзорных и судебных. Лишь в этом случае можно будет говорить о полном соответствии, взаимодействии и т.д. Пока реформированию подверглось только следствие. Другие органы не реформируются, за исключением полиции. Но и в данном конкретном случае можно вести речь скорее о корректировке устройства. Результат будет достигнут только при наличии правильной реформы органов внутренних дел, прокуратуры и судебных органов.

— Расскажите об основных направлениях деятельности следственных органов и в чем отличие между сотрудниками следственного отдела полиции и Следственного комитета, между двумя структурами в целом?

Основными задачами следственных органов Следственного комитета РФ является обеспечение оперативного и качественного расследования уголовных дел и законное и обоснованное принятие решений по сообщениям о преступлениях. Отличие следователей полиции от следователей Следственного комитета в том, что они расследуют разные категории уголовных дел. Наиболее общественно значимые преступления расследуют следователи Следственного комитета, а другие категории – следователи полиции. Правила подследственности содержатся в статье 151 УПК РФ. Также следственные органы Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела в отношении так называемых «спецсубъектов», то есть в отношении сотрудников полиции, прокуроров, судей, депутатов и т.д.

— Из года в год вам передаются новые составы преступлений, которыми раньше СК не занимался. Компетенция расширяется, но и нагрузка возрастает. Успеваете подготовиться, адаптироваться к новой специфике?

Особой специфики нет. Уголовное дело – это уголовное дело. Рассуждая, например, о специфике расследования налоговых преступлений, следует отметить, что речь идет о бланкетной или отсылочной норме. Чтобы расследовать уголовное дело о налоговом преступлении, необходимо изучить те нормативные акты, которые лежат в основе, то есть бланкетные нормы. Сложность вызывают значительные объемы материалов проверок. Они тормозят расследование. Необходима специализация следователей, и весь мир уже идет по этому пути. Следователь должен специализироваться в расследовании тех или иных составов преступлений. Так проще и легче работать, и дела расследуются качественнее и оперативнее, если следователь знает их специфику. Вернемся к налоговым составам. Ведь чтобы хорошо расследовать уголовное дело о налоговом преступлении, необходимо хорошо знать налоговое законодательство. По уголовным делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних, также имеется своя специфика. Она касается особого порядка судопроизводства, в котором задействованы большое количество участников (законные представители, педагоги, психологи). В рамках расследования обязательно назначаются психолого-психиатрические экспертизы, то есть внимание в большей степени уделяется исследованию личности несовершеннолетнего.

— На данный момент, в период реформирования Следственных органов многие практические вопросы подробно законодательно не урегулированы. Вы можете предлагать свои поправки к законам, чтобы устранять пробелы в законодательстве? И какие законодательные инициативы Вы считаете наиболее актуальными для деятельности следствия?

Правом законодательной инициативы Следственный комитет РФ не наделен. Право законодательной инициативы, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Мы в своей деятельности в основном используем два нормативных акта: Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ. Уголовный Кодекс, на мой взгляд, достаточно органичен. Необходимо лишь технически его переработать. Сложнее с УПК РФ. Процедуры, которые в нем определены, необходимо упростить по делам об очевидных преступлениях. По-моему, система упрощенного судопроизводства должна выглядеть примерно так: в суд доставляют подозреваемого, свидетелей, представляют доказательства, сотрудником правоохранительного органа (полиции или иного органа) составляется соответствующий рапорт, и в течение суток суд принимает решение о мере наказания для лица, совершившего преступление. В конечном итоге, будет существенно снижена нагрузка на всю правоохранительную систему. Утратится необходимость расследовать «очевидные» уголовные дела, которых сейчас около 80 %, и следствие сможет сконцентрироваться на наиболее тяжких составах.

— В рамках совместного проекта компании “Гарант” и Минюста России в системе ГАРАНТ и на сайте www.garant.ru организовано обсуждение действующего законодательства. Как Вы считаете, насколько эффективна работа такого портала, и каким образом общественное обсуждение влияет на законотворческую деятельность?

Я считаю, что законы должны разрабатываться профессиональными юристами. Народное мнение необходимо учитывать путем обсуждения законодательства в Государственной Думе, Совете Федерации, где такие же представители народа высказываются относительно того или иного нормативного акта.

— Насколько ваша структура доступна и открыта обычным ярославцам? Как пожаловаться в СК?

Граждане могут обратиться с заявлениями в любое следственное подразделение регионального следственного управления Следственного комитета Российской Федерации не только лично (все телефоны и адреса следственных отделов размещены на сайте следственного управления), но и в режиме он-лайн (на сайте с января 2010 года имеется раздел «Интернет-приемная»). В следственном управлении организована Приемная Председателя Следственного комитета Российской Федерации для принятия от граждан жалоб и обращений, адресованных Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Также на нашем сайте размещен раздел «Блог», посредством которого граждане могут обратиться по интересующим их вопросам лично ко мне, как к руководителю следственного управления. Кроме того, у следственного управления имеются общий телефон доверия и телефон доверия «Остановим коррупцию» Их номера также указаны на сайте.

— С преступлениями какого характера чаще всего приходится работать?

Преобладают убийства, изнасилования, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, и в меньшей степени коррупционные преступления.

— Меняется ли статистика и характер преступлений по годовым показателям? Противодействие каким преступлениям Вы бы отнесли к приоритетным направлениям Вашей деятельности сегодня?

Меняется. Сейчас, даже если мы возьмем показатели только этого полугодия, значительно возросло количество групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В основном, это хищения и угоны. Приоритетное направление деятельности – борьба с коррупцией.

– От преступлений и статистики хотелось бы перейти к делам общественным, знаю, что для Вашего Управления забытое слово «шефство» – не пустой звук. Расскажите о деятельности Общественного совета при следственном управлении СКР по Ярославской области.

С июля 2010 года следственное управление приняло на себя «шефство» над «Специализированным домом ребенка № 2». Мы оказываем, в основном, адресную помощь. Также, в июле 2010 года при следственном управлении был создан Общественный совет. В его состав вошли специалисты в области юриспруденции, деятели культуры, представители журналистского сообщества, предпринимательства, органов здравоохранения, образования и общественных организаций. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, информация о них размещается на нашем сайте.



Корпорация развития малого и среднего предпринимательства