Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07

☰ 8 (800) 200-28-07
Как правильно заключить трудовой договор
2 апреля 2014
Как правильно заключить трудовой договор
На очередной Всероссийский спутниковый онлайн-семинар компании «Гарант«, посвященный порядку заключения и расторжения трудового договора, был приглашен Иван Иванович Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Лектор рассказал о правовой базе индивидуальных трудовых договоров, их отличии от гражданско-правовых, о новых требованиях законодательства к форме и содержанию индивидуального трудового договора, типичных ошибках при формировании дополнительных условий трудового договора, а также об изменениях условий трудового договора, дополнительном соглашении и порядке его оформления.

Во второй части участники семинара смогли задать свои вопросы Ивану Ивановичу.

Какую форму трудового договора нужно использовать, если должность в штатном расписании отсутствует, а необходимость в услугах возникает ежемесячно?
Первое, что можно порекомендовать, это все-таки включить должность в штатное расписание, поскольку потребность в специалисте возникает ежемесячно. Если же компания не хочет этого делать, а только ограничится гражданско-правовым договором, то в таком случае указывать название должности в договоре не следует. Лучше прописать, что выполняется определенный объем работ за определенный период времени. Однако в этом случае возникают риски, что проверяющие инспекторы могут признать фактическое наличие трудовых отношений. Поэтому в данной ситуации нужно либо ввести должность в штатное расписание, либо постараться уйти от всех признаков трудового договора.

На какой срок заключается договор подряда? Какое отличие от основного трудового договора?
Договор подряда — это разновидность гражданско-правового договора. Законодательством не установлена предельная продолжительность такого договора. При этом следует учитывать, что чем на больший срок заключен договор, тем больший риск, что отношения по нему будут признаны трудовыми.

Что касается отличий от трудового договора, то они следующие:
— отношения, возникающие по этим договорам, регулируются разными законодательствами;
— в договоре подряда нельзя применять все термины, характерные для трудового законодательства;
— никакие гарантии по договору подряда не предоставляются;
— зарплата по нему не выплачивается;
— правила внутреннего трудового распорядка не соблюдаются;
— режим работы не устанавливается;
— вся работа по договору подряда выполняется на страх и риск самого работника;
— вознаграждение выплачивается только после выполнения всего объема работы.

Какие условия необходимо указывать в трудовом договоре при приеме работника в порядке перевода из другой организации?

При переводе сотрудника из одной организации в другую никаких особенностей нет. Руководствоваться нужно статьей 57 Трудового кодекса, в соответствии с которой в договоре необходимо указать сроки заключения трудового договора, вид договора, обязательные условия и сведения, дополнительные условия. А вот информацию о том, что сотрудник приходит в порядке перевода, можно не указывать, поскольку это не является предметом договора. Однако в приказе о приеме на работу прописать эти сведения придется.

Если организация зарегистрирована по одному юридическому адресу, а фактически работники работают в офисе, расположенном по иному адресу, что указывается в трудовом договоре в графе «Место работы»? Нужно ли в таком случае указывать фактический адрес офиса или только указать наименование организации?
На обособленные структурные подразделения возлагаются определенные полномочия по оформлению трудовых договоров, их подписанию, изданию индивидуальных правовых актов. Если такие обязанности у подразделения есть, то в трудовом договоре указывается место работы — филиал или иное структурное подразделение. Если подразделение не имеет таких полномочий и прав, то указывается место нахождения головного офиса.

В трудовом договоре существует пункт о том, что сотрудник ознакомлен с локальными нормативными актами, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка. Нужно ли отдельно создавать лист ознакомления с этими документами?
Как один из вариантов — да. Поскольку законодательством детально не урегулирован этот вопрос, то можно создать специальный журнал, использовать листы ознакомления или запись на экземпляре трудового договора.

Что делать организации, если ранее с сотрудниками трудовых договоров не заключалось, а сейчас новый руководитель хочет выполнить требования законодательства?
Организации необходимо заключить с сотрудниками трудовые договоры. При этом необходимо обратить внимание на дату подписания договора и дату фактического начала работы. Так, датой заключения договора будет являться фактическая дата подписания договора сотрудником, а датой начала работы — непосредственно тот день, когда сотрудник приступил к работе. Если работник отказывается подписывать трудовой договор, то необходимо составить акт об отказе подписи трудового договора. При этом трудовые отношения фактически продолжаются, а руководитель будет защищен от штрафов трудовой инспекции.

Если работнику устанавливается ненормированный рабочий день, как правильно отразить это в трудовом договоре и указать время окончания трудового дня?

Непосредственно в договоре прописывается «Работнику устанавливается ненормированный режим рабочего времени«. Продолжительность его не указывается. Это все будет фиксироваться в табеле учета рабочего времени. При этом в организации должен быть в обязательном порядке утвержден локальный акт о перечне должностей и о порядке предоставления оплачиваемого дополнительного отпуска.

И.И. Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной
службы по труду и занятости

«Актуальная бухгалтерия», N 3, март 2014 г.




ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

    Получите бесплатный доступ на 3 дня

    Оставьте заявку и мы вам перезвоним

    * Я принимаю пользовательское соглашение об использовании персональных данных


      Корпорация развития малого и среднего предпринимательства     

    [contact-form-7 404 "Not Found"]