Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
Доход от нового сбора призван формировать в федеральном бюджете источник средств для покрытия расходов на утилизацию транспортных средств. Согласно пояснительной записке к законопроекту сбор должен являться основой финансового обеспечения развития полноценной инфраструктуры для выполнения функций утилизации и рециклинга автомобилей, которая в настоящее время крайне недостаточна.
Вместе с тем введение сбора, конечно, компенсирует и невыгодное для отечественных производителей снижение ввозных пошлин на автомобили иностранного производства после вступления в ВТО. Более того, оно не только исключит ожидавшееся снижение, но и, напротив, может повлечь рост цен на автомобили для конечных покупателей. Связано это с тем, что импортеры, которым прежде всего и адресован утилизационный сбор, увеличат стоимость автомобилей на сумму дополнительного расхода.
По общему правилу под взимание такого сбора подпадают все транспортные средства: новые и подержанные, грузовые и легковые пассажирские (категории М и N). Плательщиками утилизационного сбора признаются как юридические (вне зависимости от их организационно-правовой формы собственности), так и физические лица.
В то же время необходимо отметить, что требование об уплате утилизационного сбора в любом случае не распространяется на автомобили, паспорта транспортных средств (ПТС), которые выданы до 1 сентября 2012 года*(2).
В случае, когда первичный выпуск транспортного средства в обращение на территории Российской Федерации осуществляется начиная с 1 сентября ПТС выдается только при условии:
— подтверждения факта уплаты утилизационного сбора;
— принятия производителем обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами от утраты этими транспортными средствами потребительских свойств*(3).
Порядок взимания
Правительство РФ утвердило правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (далее — Правила), перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивают сбор, а также его размеры*(4).
Обязанность по администрированию утилизационного сбора возложена на Федеральную таможенную службу*(5)*(5) . Связано это с тем, что под взимание сбора подпадают в первую очередь автомобили иностранного производства, ввозимые на территорию РФ.
Новый порядок предполагает, что только после поступления в бюджет сбора, который компании исчисляют и уплачивают самостоятельно, таможенная служба проставляет в бланке ПТС необходимую отметку. Сведения об уплате сбора будут также направлены в МВД России в рамках информационного обмена. При этом согласно ПравиламПравилам для подтверждения правильности уплаты сбора фирма обязана представить комплект документов*(6), в который входят:
— расчет утилизационного сбора по форме*(7);
— копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности его конструкции и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
— платежные документы об уплате утилизационного сбора.
Факт одобрения таможенной службой уплаты сбора подтверждается выдаваемым им приходным ордером. Реквизиты для уплаты сбора уже опубликованы на официальном сайте Федеральной таможенной службы. Особое внимание при заполнении платежного поручения следует обращать на правильное указание кода бюджетной классификации (КБККБК ) — 15311208000016000120.
Расчет сбора
Постановлением утверждены необходимые для самостоятельного исчисления суммы сбора: базовая ставка и коэффициент расчета сбора, варьируемые в зависимости от вида транспортного средства (категории), года выпуска и объема двигателя. Таким образом, сумма подлежащего уплате утилизационного сбора поставлена в прямую зависимость от ряда причин, влияющих на размер затрат, связанных с необходимостью безопасной утилизации этих транспортных средств.
Следует отметить, что коэффициент расчета сбора для новых автомобилей утвержден в размере, существенно меньшем, чем для автомобилей старше трех лет, для всех без исключения категорий транспортных средств. При отсутствии подтверждения даты выпуска автомобиля для целей исчисления сбора учитывают дату его изготовления. При этом для целей правильного определения трехлетнего срока с даты изготовления следует учесть, что этот срок исчисляется начиная с 1 июля года, в котором автомобиль был изготовлен.
Итоговая сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате, рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, утвержденного для конкретной позиции по данной категории транспортного средства.
Так, например, если компания для своей производственной деятельности планирует самостоятельно ввозить на территорию Российской Федерации новый грузовик, полная масса которого свыше 8, но не более 12 тонн, то она должна быть готова уплатить утилизационный сбор в сумме 201 000 рублей. При этом сумма сбора с того же грузовика выпуска 2007 года составит 1 036 500 рублей (за счет пятикратного увеличения коэффициента расчета сбора).
Следует отметить, что необходимость уплаты утилизационного сбора возникнет у компании не только при самостоятельном ввозе, но и в случае приобретения транспортного средства у лица, в силу закона освобожденного от уплаты этого сбора либо не уплатившего его в нарушение установленного порядка*(8)*(8) .
Кто освобожден от уплаты
Этим же постановлением Правительства РФ утверждены и правила, при соблюдении которых транспортные средства освобождают от уплаты утилизационного сбора. За исключением льгот, установленных для ряда прямо поименованных категорий транспортных средств*(9), это имеет место в двух ситуациях.
1. При ввозе на территорию Российской Федерации транспортных средств, имеющих статус товаров таможенного союза.
Правила устанавливают, что освобождение от уплаты утилизационного сбора по этому основанию производят при соблюдении одного из условий:
— транспортное средство импортировано в Республику Беларусь или Республику Казахстан с уплатой ввозных таможенных пошлин;
— производитель транспорта зарегистрирован в одном из членов таможенного союза и включен в перечень фирм-изготовителей, ведение которого осуществляет Минпромторг России. Такой перечень должен публиковаться на официальном сайте ведомства.
2. В случае принятия производителями на себя добровольного гарантийного обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты изготовленными ими транспортными средствами потребительских свойств.
В качестве таких производителей могут выступать только предприятия, зарегистрированные в качестве российских юридических лиц и имеющие на территории всех субъектов РФ сеть пунктов приема транспортных средств, подлежащих утилизации в связи с утратой потребительских свойств. Таким образом, транспортные средства иностранных производителей, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, в любом случае подпадают под уплату утилизационного сбора. Очевидно, что такие условия взимания сбора непосредственно могут повлиять на объем ввоза (в сторону его снижения) на территорию Российской Федерации подержанных автомобилей иностранного производства.
Обязанности по ведению реестра фирм-изготовителей транспортных средств, принявших на себя вышеуказанные обязательства, возложены также на Минпромторг России. Предприятия, включенные в этот реестр на основании поданного ими заявления, полностью принимают на себя обязательства по приему, доставке утративших свои эксплуатационные качества транспортных средств и обеспечению деятельности с образовавшимися отходами за свой счет.
«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2012 г.
*(1) Федеральный законФедеральный закон от 28.07.2012 N 128-ФЗ (далее — Закон N 128-ФЗ)
*(2) п. 2 ст. 3п. 2 ст. 3 Закона N 128-ФЗ
*(3) ст. 7ст. 7 Закона N 128-ФЗ
*(4) пост.пост. Правительства РФ от 30.08.2012 N 870
*(5) п. 3п. 3 Правил
*(6) п. 8п. 8 Правил
*(7) приложение N 1приложение N 1 Правил
*(8) п. 3 ст. 24.1п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее — Закон N 89-ФЗ)
*(9) п. 6 ст. 24.1п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ
[contact-form-7 404 "Not Found"]