Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07
В июле 2010 года принят Федеральный закон1, вносящий большое количество поправок в часть 1 Налогового кодекса. Некоторые нововведения вступают в силу с 1 января 2011 года, но большинство начнет действовать со 2 сентября текущего года и будет распространяться на правоотношения, возникшие с начала 2010 года.
Поправки, которые внес Закон N 229 ФЗ, коснулись многих аспектов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Например, внедрения электронного документооборота между этими субъектами налоговых отношений, изменения порядка предоставления отсрочек либо рассрочек по уплате налогов, пеней и штрафа, инвестиционного налогового кредита. Также значительные изменения были внесены в главу 16 Налогового кодекса, предусматривающую ответственность за налоговые правонарушения.
Организации использовали электронные документы в своей деятельности и раньше. С вступлением в силу Закона N 229 ФЗ сфера их применения расширилась. Измененная статья 23 Налогового кодекса теперь предусматривает, что компании могут направлять в инспекции не только лично, через своего представителя, по почте, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи2 следующие сообщения:
При этом в случае предоставления указанных сообщений в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, либо его представителя. Согласно измененной редакции статьи 32 Налогового кодекса налоговый орган вправе передать организации акт совместной сверки в электронном виде. Это необходимо сделать в течение следующего дня после дня его составления3.
Таким же образом налоговики могут теперь передать компании и налоговое уведомление4.
В связи с расширением электронного документооборота изменилось понятие «налоговая декларация». В новой редакции статьи 80 Налогового кодекса оно означает следующее:
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Кроме того, при сдаче декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на ее (его) подписание, теперь может быть представлена таким же образом5.
Порядок постановки и снятия с учета организаций, в том числе иностранных, подробно прописан в статьях 83 и 84 Налогового кодекса. Напомним, что ранее такие положения содержала статья 144. С вступлением в силу Закона N 229 ФЗ данная норма отменена.
Существенные изменения внесены в главу 9 Налогового кодекса. Согласно новой редакции статьи 61 Кодекса организация, претендующая на изменение срока уплаты налога или сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по ним подать в инспекцию заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита6. В статью 64 Кодекса внесены следующие изменения. Уточнено, кому может быть предоставлена отсрочка либо рассрочка по уплате налога.
Данная норма теперь содержит положение, ограничивающее сумму отсрочки (рассрочки). Так, она не может превышать стоимости чистых активов организации, если отсрочка (рассрочка) компании предоставляется по одному из следующих оснований:
Заявление о предоставлении отсрочки и рассрочки организация подает в уполномоченный орган (копию которого в пятидневный срок со дня его подачи в указанный орган направляет в налоговый орган по месту своего учета).
К нему должны быть приложены следующие документы:
Кроме того, теперь по требованию уполномоченного органа компания должна направить ему документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство9. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты налога принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления от общества10 (до 2 сентября текущего года этот срок был равен 1 месяцу).
Важен и тот момент, что на региональном и местном уровнях теперь могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты не только региональных и местных налогов, но также пеней и штрафов.
Налоговым кодексом установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов11. Основания следующие:
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком: налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога. Срок предоставляемого кредита может быть установлен от одного года до 5 лет.
Внесенные изменения в статью 67 Налогового кодекса увеличивают сумму инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного компанией оборудования, используемого, в частности, для повышения эффективности производства, проведения НИОКР или технического перевооружения собственного производства13. Кроме того, решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается теперь уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления от общества14, а не одного месяца, как это было раньше.
Закон N 229 ФЗ полностью изменил редакцию статьи 59 Налогового кодекса. Она получила также новое название — «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание» вместо «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам». Теперь в ней предусмотрены случаи, когда это признание возможно, в частности:
Измененная норма содержит также перечень органов власти, которые могут принимать решения о признании задолженности безнадежной. В него входят налоговые органы по месту нахождения организации либо по месту ее учета и таможенные органы. Кроме того, региональные и местные органы власти могут теперь устанавливать дополнительные основания признания задолженности безнадежной по региональным и местным налогам.
Автор статьи:
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
М.А. Молоканова,
ведущий специалист юридического отдела ИФНС России,
референт государственной гражданской службы РФ II класса
Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия«
[contact-form-7 404 "Not Found"]