Звоните нам:
8 (4852) 28-10-18
8 (800) 200-28-07

☰ 8 (800) 200-28-07
Учет расходов на предметы интерьера
30 мая 2013
Учет расходов на предметы интерьера
В Налоговом кодексе прямо прописаны расходы, принимаемые для целей налогообложения. А что делать с такими, которые в этом перечне не поименованы, но и не относятся к не учитываемым? Например расходы на интерьер. Мы расскажем, как убедить налоговую в правомерности их учета, а в случае необходимости и отстоять свою позицию в суде.

Одним из типичных видов расходов на обустройство офисных помещений являются затраты на приобретение предметов интерьера (цветы и деревья, картины, фотографии и т.п.).
Минфин России полагает, что такие затраты не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, поскольку не являются расходами, связанными с осуществлением налогоплательщиками своей деятельности*(1).

Однако такой подход представляется небесспорным. Какие же доводы могут быть использованы налогоплательщиками, признавшими в составе расходов по налогу на прибыль затраты на предметы интерьера?

Прежде всего следует исходить из того, что перечень учитываемых расходов носит открытый характер и позволяет учесть любые затраты, в отношении которых соблюдаются требования об обоснованности и документальной подтвержденности*(2). Расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли, прямо указаны в Налоговом кодексе *(3), и затраты на предметы интерьера к таковым не отнесены.
С документальным подтверждением факта осуществления расходов (приобретения соответствующих предметов интерьера) сложностей возникнуть не должно. Ключевым в этом случае будет наличие обоснования таких расходов как связанных с деятельностью налогоплательщика.

Представляется, такое обоснование может отличаться в зависимости от того, для каких помещений приобретаются предметы интерьера.

Так, если речь о помещениях, в которых расположены рабочие места сотрудников налогоплательщика, то можно сослаться на закрепленную в Трудовом кодексе РФ обязанность работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда*(4). Представляется, что затраты на интерьер рабочих помещений могут быть обоснованы надлежащим исполнением такой обязанности. Наличие комнатных растений, очевидно, обеспечивает более благоприятный уровень микроклимата (прежде всего за счет насыщения воздуха кислородом) и позитивно влияет на психологическое состояние сотрудников. Аналогичное благотворное влияние может оказывать и декорирование рабочих помещений картинами, фотографиями и т.п.

В отношении помещений, используемых для встреч, переговоров с представителями других компаний, обеспечение комфортной обстановки за счет соответствующего интерьера еще более важно, поскольку от того, насколько успешно будут проходить такие переговоры, напрямую зависит получение дохода. Поэтому представляется абсолютно разумным, когда компании вкладывают значительные средства в интерьеры таких помещений, что позволяет как обеспечить комфортные условия проведения встреч, так и сформировать благоприятное представление о самой компании.

Высока вероятность, что налоговые органы с таким подходом не согласятся, полагая, что успешно работать и проводить встречи с контрагентами можно и в помещениях, мало чем отличающихся от казарм, не содержащих каких-либо лишних, по мнению контролирующих органов, предметов интерьера. Однако, по сути, такие выводы будут означать оценку целесообразности действий налогоплательщика, на недопустимость которой указал Конституционный Суд РФ*(5).

Вместе с тем для повышения шансов отстоять свою позицию в суде разумно налогоплательщикам запастись дополнительными документами, подтверждающими производственную необходимость рассматриваемых расходов.

Так, на уровне внутренней документации (локальные положения, приказы, распоряжения и т.п.) можно зафиксировать обязанность компании как работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда за счет надлежащего оборудования рабочих мест, включающего в том числе наличие необходимых предметов интерьера (желательно прямо перечислить такие предметы).

Аналогично и в отношении переговорных помещений желательно в локальном акте закрепить, что создание соответствующего интерьера направлено на создание благоприятного образа компании для внешних посетителей и комфортного уровня взаимодействия с ними.

В том случае, если величина рассматриваемых расходов для компании существенна, можно также получить заключения экспертных учреждений, которые бы подтверждали положительное влияние окружающей обстановки как на работников компании, так и на представителей контрагентов.

А. Дуюнов,
руководитель группы налоговой практики
юридической компании «Пепеляев Групп»

«Актуальная бухгалтерия«, N 4, апрель 2013 г.


*(1) письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311
*(2) п. 1 ст. 252 НК РФ
*(3) ст. 270 НК РФ
*(4) ст. 212 ТК РФ
*(5) определение КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П




ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

    Получите бесплатный доступ на 3 дня

    Оставьте заявку и мы вам перезвоним

    * Я принимаю пользовательское соглашение об использовании персональных данных


      Корпорация развития малого и среднего предпринимательства     

    [contact-form-7 404 "Not Found"]